Статьи

29.04.2014

История большинства ИТ-компаний, занимающих лидирующие позиции, уходит корнями в 90-е годы, когда отрасль высоких технологий в России только зарождалась.


Согласно предварительным оценкам IDC, обнародованным в отчете Russia Vertical Markets 2013–2017 IT Spending Forecast, в 2013 г. российский рынок ИТ вырос на 7% в долларовом выражении по сравнению с 2012 г., когда его объем составлял $35,2 млрд. Наиболее активно росли сегменты программного обеспечения (более 10%), серверов midrange и ИТ-услуг. Сегменты серверов hi-end и персональных компьютеров, напротив, сократились примерно на 10% и 6,5% соответственно.


В перспективе объем российского ИТ-рынка будет расти в среднем на 6% в год и к 2017 г. составит $46,7 млрд. Среди наиболее активно развивающихся сегментов – ритейл (10,7% в год) и банковско-страховой сектор (13,9% в год).


Согласно прогнозам PMR на тот же период, в стабильных макроэкономических условиях среднегодовой темп роста российского ИТ-рынка составит 9%. Сегмент аппаратного обеспечения будет расти почти такими же темпами, как сегменты ИТ-услуг и ПО. При этом продажи аппаратного обеспечения продолжат занимать более половины российского рынка ИТ вследствие достаточно низкого проникновения персональных компьютеров и серверов.


Кто играет на российском ИТ-рынке

На протяжении уже более чем 10 лет CNews Analytics публикует ежегодный рейтинг 100 крупнейших российских ИТ-компаний. Согласно этому рейтингу, совокупная выручка CNews100 стабильно растет год от года. Небольшой провал наблюдался лишь в посткризисном 2009 г., однако уже в 2010 г. рынок восстановился и продолжил поступательное развитие. В 2012 г. по сравнению с 2002 г. выручка 100 крупнейших игроков увеличилась более чем в 7 раз (919 млрд руб. против 131 млрд руб.).


dinamika_vyruchki

На начальном этапе – в 2002 г. – в списке лидеров рейтинга превалировали дистрибьюторы компьютерной техники. К 2005 г. их существенно потеснили интеграторы и компании, предоставляющие заказчику комплекс услуг – начиная от поставки оборудования и ПО и заканчивая созданием и поддержкой ИТ-инфраструктуры.


На сегодняшний день первую десятку игроков российского ИТ-рынка формируют компании, которые способны взять на себя весь спектр ИТ-задач заказчика – начиная от ИТ-консалтинга и заканчивая ИТ-аутсорсингом. Среди них «Национальная компьютерная корпорация» (НКК), ЛАНИТ, «Крок», «Техносерв» IBS, «Открытые Технологии», «Ай-Теко», «1C» и многие другие. Кроме того, целый ряд российских ИТ-игроков смог покорить не только отечественный рынок, но и выйти за его пределы. Это такие компании как ABBYY, «Лаборатория Касперского», Dr.Web, «Яндекс» и др.


Ты помнишь, как все начиналось

Российский рынок ИТ зарождался в 90-годы XX века. Советский Союз распался, границы входивших в его состав государств открылись, сложное экономическое положение в стране заставило бывших работников государственных организаций искать для себя возможность самостоятельного заработка. Это было время, когда руководители крупнейших предприятий страны, за редким исключением, даже не подозревали о существовании технологий, уже получивших широкое распространение на Западе.


На этой волне в страну потянулись крупнейшие вендоры, такие как IBM, Sun, Microsoft, Oracle и др. Тогда же усилиями образованных и амбициозных молодых людей в России стали создаваться первые ИТ-компании, многие из которых в дальнейшем стали лидерами отечественного ИТ-рынка.


В 1988 г. Борис Нуралиев организовал на базе НИИ Госкомстата, в котором он работал, хозрасчетный отдел, который занимался проектом в области баз данных. С него началась история компании «1С», которая уже в 1992 г. продемонстрировала на Comtek свой продукт «1С:Бухгалтерия» («Мини-бухгалтерия»). Создателям продукта удалось наладить тесные взаимоотношения с налоговой службой, благодаря чему у них появилась возможность оперативно обновлять версии программы в случае появления изменений в законодательстве. «Изменения в законодательстве всегда публикуются заранее, — рассказывал Борис Нуралиев в интервью Forbes. — Другое дело, что, когда документ готовится, у него может быть несколько вариантов, и разработчикам приходится делать две-три версии программы, а иногда даже оставлять в ней «переключатель».


Основой бизнеса «1С» стало не просто создание востребованного в стране массового продукта, но и внедрение новой для того времени дилерской модели его распространения. «Мини-бухгалтерия» решала самые простые задачи и стоила недорого, а распространявшие ее дилеры получали половину от стоимости. Кроме того, в программу был встроен макроязык, который позволял настраивать решение в соответствии с особенностями бизнеса заказчика.


В дальнейшем вместе с развитием программы и повышением уровня ее сложности возникла необходимость не только в продаже, но и в технической поддержке решения. И тогда «1С» решила пойти по пути создания франчайзингового бизнеса. «Франчайзинг в ИТ вообще редок, опыта не было, – вспоминает Борис Нуралиев – Что-то сами придумали, что-то вычитали из западного опыта, что-то в других отраслях подсмотрели». К середине 1996 г. у компании было уже около 590 франчайзи.


В 1990 г. Игорь Данилов создает свой первый антивирус – резидентный сторож Tadpole, а чуть позже – антивирусный сканер Tornado, способный работать с файловой системой жесткого диска на низком уровне (BIOS). «Начиналось все как хобби в самом начале 90-х годов. Я тогда занимался обработкой сигналов в системе наведения истребителей в одном из закрытых НИИ Санкт-Петербурга. И почему-то заинтересовался проблемой вирусов...», – рассказывал он в интервью порталу Webcity.


В 1992 г. появляется антивирусная система Spider’s Web, соединившая сторож Spider (преемник Tadpole) и доктор Web (преемник Tornado). Это событие ознаменовало собой создание компании Dr.Web.


В 1993 г. Dr.Web впервые создает программу, способную распознавать и излечивать компьютеры от сложнейших полиморфных вирусов, что приносит ей мировую известность. Первая коммерческая версия антивирусного сканера Doctor Web появляется в 1994 г.


Интернет приходит в Россию

7 апреля 1994 г. был зарегистрирован домен .RU и запущен первый сайт российской доменной зоны www.1-9-9-4.ru. Он содержал каталог ссылок на ресурсы, связанные с Россией, но расположенные в других доменных зонах. В 1996 г. появилась первая российская поисковая система Rambler. В 1997 г. была создана поисковая система Яndex, которая учитывала морфологию русского языка, расстояние между словами и умела ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу. «У человека бывает 2–3 хорошие идеи в жизни, и, похоже, что тогда возникла одна из таких. Идея простая: если соединить две хорошие технологии – поиск и лингвистику – получится интересный продукт», – вспоминал впоследствии Аркадий Волож , один из основателей компании.


В 1998 г. на Yandex.ru впервые появилась контекстная реклама, которая в дальнейшем стала основной бизнес-моделью созданной в 2000 г. Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем компании «Яндекс». В 2001 г. открылся Яндекс.Директ – система автоматического размещения контекстной рекламы, которой за первый год работы воспользовались 2500 рекламодателей. За счет контекстной рекламы к 2002 г. компания «Яндекс» вышла самоокупаемость.


В России и не только

В середине 90-х молодые российские ИТ-компании начинают выходить на междунароные рынки. Так созданная в 1989 г. студентом 4 курса Московского физико-технического института (МФТИ) Давидом Яном ABBYY (до 1997 г. BIT Software) вела разработки в сфере распознавания и ввода документов, лингвистики и перевода.


«Мы понимали, что нужно писать резидентную программу, которая позволила бы сделать словарь, «всплывающий» поверх окон Word или Excel и показывающий на экране перевод, – вспоминает те времена Давид Ян в интервью «Компьютерра». – TSR-программирование, надо сказать, тогда казалось чем-то фантастичным: эта техника толком нигде не была описана, книжек о ней почти не было (помню, первые из них появились в Доме научно-технической книги на Ленинском проспекте), знания передавались фактически из уст в уста».


Первый электронный словарь Lingvo 1.0 появился уже в 1990 г., а система распознавания документов FineReader 1.0 – в 1993 г.


В 1997 г. ABBYY начинает продавать лицензии ABBYY FineReader производителям сканеров и распространять продукты для частных пользователей через партнерскую сеть. На первом этапе эксклюзивным дистрибутором продуктов ABBYY в Германии, Австрии и Швеции становится Mitcom Marketing GmbH. В 1998 г. OCR технологии ABBYY поставляются со сканерами Primax уже в 30 стран. В 1999 г. появляется подразделение ABBYY в США, заключается международное соглашение с компанией Acer Peripherals Inc. о поставках ABBYY FineReader Sprint со сканерами Acer. В 2000 г. компания ABBYY открывает подразделение в Европе (Германия).


Главное – найти собственную нишу

Тогда же, в 1992–1994 гг., на отечественном рынке появились «Инфосистемы Джет», «Техносерв», «Открытые Технологии» и IBS. Первым контрактом «Техносерва» стало комплексное переоснащение Вычислительного Центра АНТК имени С. В. Ильюшина. А «Открытые Технологии» заключили контракт на поставку суперкомпьютера для знаменитой тогда «МММ-инвест».


«К этому времени я уже 15 лет проработал в академическом институте, занимался разработкой вычислительной техники – суперкомпьютеров для оборонной промышленности, – вспоминает Сергей Калин , президент компании «Открытые Технологии». – Нас было 10 человек. Первые 1,5–2 года были очень сложными – надо было удержаться на рынке. В результате из 10 осталось 3 человека. В 1994 г. мы заключили первый крупный контракт на $1,5 млн на поставку суперкомпьютера для «МММ-инвест». В 1997 г. в компании было уже 17 человек, а оборот составлял $8 млн».


По словам Сергея Калина, чья компания в этом году отмечает свое 20-летие, самое главное на первом этапе было найти свою нишу. Для «Открытых Технологий» такой нишей стал UNIX и партнерство с Sun Microsystems, только выходившей на российский рынок. «В 90-е информационные системы в стране только строились, и мы учились их строить вместе с заказчиком», – рассказывает он.


За прошедшие годы в портфеле компании сотни проектов, среди которых крупнейшее в стране в 2000-е годы внедрение системы управления предприятием и построение суперкомпьютеров. С некоторыми из заказчиков «Открытые Технологии» работают с момента своего основания – это ряд территориальных подразделений ЦБ России, «Сбербанка» и «Росбанка», телекоммуникационный холдинг «Уралсвязьинформ».


«Очень важно быть профессионалом в своем деле. Но все-таки на первое место я бы поставил умение строить отношения с заказчиком честно, открыто и делать даже больше, чем предусмотрено контрактом. С руководителями многих компаний-заказчиков у нас сложились дружеские отношения, мы доверяем друг другу», – объясняет причину такого длительного сотрудничества Сергей Калин.


Однако главным достижением компании ее основатель считает не финансовый успех, а создание коллектива, способного решать задачи любой сложности в любой отрасли. «По сути, мы – конструкторское бюро нового типа, и этим мы особенно гордимся», – говорит он.


Источник: biz.cnews.ru



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Облако тегов
API array CSS facebook IT-биографии JavaScript jQuery Microsoft microsoft MySQL PC php seo SQL ssl twitter апокалипсис баг база данных бизнес битрикс Битрикс браузер веб-ресурс векторная графика графика дизайн единорог жены программистов звук ЗОЖ инстаграмм интернет-магазин инфографика искусство истории ит картинки клиент компьютер конец света конференция кроссбраузерность лень массивы метод Верле музыка мысли мышь объявления ОС отдых отцы и дети парнас ай ти парнас айти передача данных подростки посмеяться правописание причины лени программирование программист продвижение проект размер страницы разметка разработка разработка интернет-магазина разработчик веб-систем распознавание звука реклама русский язык сайт семантическая разметка семинар сертификат сисадмин скорость загрузки сайта слушать создание сортировка социальные сети творчество тестирование умные мысли цитаты яндекс
Последние комментарии

Наши клиенты

Контакты

ООО "Парнас"

420111
г. Казань, ул. Пушкина 18

Телефон :
8-843-236-6001
8-499-550-6001

Почта :
mail@parnas-it.com


скачать реквизиты

Политика в отношении обработки персональных данных 0+ © 2012-2021 "Парнас-АйТи"